Ваша касса — наша забота!

ОФД — что это?

Оператор фискальных данных (ОФД) — обязательное звено в системе онлайн-касс для всех торговых компаний. Специализированные компании, спецоператоры связи. На данный момент, в России есть много операторов связи, которые обеспечивают для бизнеса каналы для отправки отчетов в контролирующие органы.

С ОФД приходится сталкиваться всем, кто обязан работать с кассовым аппаратом (ККТ) и отправлять данные о продажах по новому регламенту в контролирующий орган — ФНС.

В соответствии с правовыми нормами России, они должны иметь:

  • помещения, где размещены технические средства, обеспечивающие передачу соответствующих фискальных данных. Помещения должны быть расположены в России (это обязательно), могут быть как в собственности, так и в аренде;
  • средства формирования фискального признака и его проверки. Собственно, это и есть криптографическое средство защиты фискальных данных. Эти средства должны быть у компании в собственности;
  • соответствующие лицензии и заключения. Речь идет о лицензиях Роскомнадзора по оказанию услуг связи и о заключении ФСТЭК по защите информации на предмет ее соответствия законодательству о ККТ.

Основная задача ясна — обрабатывать фискальные данные, то есть принимать из ККТ фискальные документы, шифровать их, проверять достоверность. Говоря проще, только при наличии договора со спецоператором, ККТ на торговой точки сможет отправлять данные в госорган по регламенту, который начал действовать со второго полугодия 2017 года.

Две интересные детали:

  1. Оператор может использовать проходящие через него данные для других целей — сбора статистики или исследований. Это не запрещено, но есть условие: в этом случае данные будут обезличены (по крайней мере, должны таковыми стать).
  2. Компания не может попасть в реестр, если ее руководитель или главбух имеют судимость. Речь в этом случае идет о судимости за экономические преступления или преступления против государственной власти. Если в компании, претендующей на получение статуса ОФД, есть сотрудник, который ранее увольнялся на основании утраты доверия, то это тоже станет препятствием к получению статуса.

С теорией понятно, а теперь перейдем к практическим вопросам — договору. Договор с ОФД — дело серьезное, он аналогичен договору на подключение к оператору электронной отчетности. Без него вам не обойтись. Как писали выше, без договора с ОФД, ККТ не сможет передавать фискальные данные в налоговую, а это будет серьезным нарушением, штраф за которое обеспечен.

Договор является публичным, то есть таким, который должен быть обязательно заключен с каждым желающим. Это означает, что оператор ОФД не имеет законного права отказать клиенту в заключении такого договора, если у него имеются технические возможности для выполнения функций по передаче фискальных данных.

Важно знать, что компания-оператор в обязательном порядке уведомляет обо всех договорах соответствующий налоговый орган. В налоговую передаются следующие сведения:

  • название организации-пользователя;
  • Ф.И.О. ИП-пользователя;
  • ИНН налогоплательщика-пользователя;
  • регистрационный номер каждого экземпляра кассы;
  • заводской номер каждого экземпляра кассы;
  • дата заключения договора;
  • срок его действия;
  • дата расторжения (если передаются сведения о его расторжении).

Стоимость услуг, каждый оператор вправе устанавливать свою, так как он предоставляет коммерческую услугу. Но в среднем, по операторам ОФД, которые работают в Республике Крым, цена начинается от 3000 рублей в год на одно ККТ.

В связи с этим вопрос о том, как выбрать партнера, зависит не только от цены. Скорее, он переводится в плоскость надежности работы, удобства и скорости подключения услуг и интерфейса личного кабинета, в котором придется работать пользователю.